Главная » Статьи » Русский язык » Правила

орфографическая зоркость
Система работы по развитию орфографической зоркости младших школьников как средство предупреждения ошибок

Каждому родителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила,

например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы»,

но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте.

 

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу.

А чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексе, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.

 

Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.

Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

 

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль.

 

Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма.

 

Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие.

1) Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова,

и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку.

Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.

  следующие приёмы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву;

б) можно построить так называемые опорные схемы.

Например, в 1 классе можно записать рассказ из 3 –х предложений с предварительным построением опорных схем.

Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему: Весной лес оживает. е оие Весело щебечут птицы . ео еу ы Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами.

А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

 

в) есть и такой приём: надо учить ребёнка писать диктант.

 

Например: Наступила зима.

Учитель говорит: «Наступила - приставка на, приставки но - нет.

Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением - зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень.

И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами.

Далее даётся предложение: Выпал пушистый снег. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают! Пусть ребёнок говорит про себя, но у доски. Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет её.

 

г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов, наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства.

 

д) много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

 

2) Слуховой фактор. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи.

Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами, при фонологической оценки звукового состава языковой единицы.

Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания.

Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях.

Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа. Развивать фонематический слух я начинаю с 1 класса.

Чтобы детям было легче усвоить премудрость русского языка, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:

 

а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;

б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

 

в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест».

Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».

 

Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучение самопроверке написанного.

 

Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками.

Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.

 

г) можно использовать «диктант с подчёркиванием».

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой.

Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

 

3) Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, запоминает, а затем пишет его же автоматически.

 

4) Проговаривание.

В современной школе распространяется методика П.С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы.

В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память.

Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его в слух так, как оно пишется.

Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.

Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

 

Это своего рода «наговор».

Чаще всего касается запоминания написания трудных слов.

Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

 

5) Комментированное письмо

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

 

При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т. е. орфограмму.

Например: «Под-ле-та-ет. В приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на -ить, это не глагол - исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание -ет».

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.

Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами.

 

Таким средством стали рифмованные упражнения.

 

В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.

 

1. «Рифмовки - запоминалки»

служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши

 

Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши, и моржи, машины, шины, камыши

- запомни слоги жи и ши

 

2. «Рифмовки – тренажёры»

используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.

Тема «Большая буква в именах собственных».

  - на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».

Кошка Маринка, котёнок …., щенок Дружок, цыплёнок…., корова Бурёнка, коза …., поросёнок Хрюша, и бычок …. Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

 

3. Рифмовки – контролёры»

служат средством контроля и самоконтроля.

Тема «Сочетания ча-ща».

 

На доске написаны рифмовки.

Чаща, чяйка, каланча чящя, ча чя роща, чаща и свечя щя чящя ча пищя, чайник, чяшки, чай - ща чя ча чя как напишешь? Отвечай!

 

  Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.

Чайка, каланчя Чя ча

 

4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки»

развивают орфографическую зоркость.

Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок, девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

 


Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий орфографии. Ошибки бывают разные: графические, орфографические и пунктуационные.

Графические ошибки связаны с неправильным произношением звукового состава слова: пропуск букв, их перестановка, замена, вставка лишних букв.

Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании слова.

Пунктуационными ошибками считаются: отсутствие или неверная постановка знака препинания в конце предложения, отсутствие запятой при перечислении.

Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.


Категория: Правила | Добавил: pppeu2 (16.03.2014)
Просмотров: 828 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: