Главная » Статьи » Воспитание » воспитание

Один дома
Один дома



Что может быть дороже для нас, родителей, наших любимых малышей?

Вопрос банальный...

 Возможно, все эти правила и советы покажутся кому-то простыми и понятными.

Но именно эти простые и понятные правила безопасности "писаны кровью”, и от их соблюдения или не соблюдения зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка.

 

 

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность.

Кто-то считает, что лучше малышу учить азы ОБЖ на собственном опыте, падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая и охраняя ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны.

Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать. А вторая делает ребенка совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Поэтому возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим свою "золотую середину”. 

Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и при условии, что он твердо знает и выполняет необходимые правила безопасности.

Практически все малыши любят различные ритуалы и следят за их неукоснительным выполнением.

Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о необходимых мероприятиях.

 

Подобным образом нужно позиционировать и правила безопасности, именно как ритуал, который обязательно должен соблюдаться.

Тогда ребенок охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями.

Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни.

И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать, не рассказывать "страшилки” вроде стишков о "маленьком мальчике”, а давать четкую, правдивую информацию, обязательно поясняя, что подобного несчастья никогда бы не случилось, если бы мальчик или девочка поступили так-то и так-то…

Ребенок должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода.

 

И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным” темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию, из-за того, что мы вовремя не напомнили им простые правила… 

Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1?

 Правильно, "никому не открывай дверь”.

Но подобные слова для ребенка - пустые слова. Он поймет их совершенно по-своему.

Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…”

Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами.

 Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом.

И уж тем более знакомый человек никак не может им оказаться. Но по статистике наибольшее число насилий над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?”

Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь” – это значит НИКОМУ, кем бы человек не представлялся и что бы ни говорил.

Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: "Кто там?” девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь тут же распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого журнала. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. А вы объясните своему малышу, что никакие соблазны не должны лишать его рассудительности. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет, он вам откроет”. 

Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном.

 

Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу.

 

Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах.

Объясните малышу, что отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже”. 

Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые врач ухо-горло-нос достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей.

Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому.

"А что произойдет с моим носом, если я так сделаю?

 

- играя в больницу, складывала в рот пуговицы "как будто таблетки”.

И чем больше развито воображение, тем более изобретательными могут стать поступки ребенка.

 Способ борьбы с горе-экспериментаторами есть только один.

Это четкое и понятное объяснение ребенку возможных последствий таких экспериментов, но не путем запугивания, а на основе знаний о своем теле и его функциях. 

Следующая опасность – окна, балконы и прочая высота.

 Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе.

 

Старший же ребенок уже понимает, что высота – это опасно, но вместе с тем она притягивает его будто магнит.

 Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки.

 Наверняка, у многих из вас есть какие-то  детские воспоминания и ощущения.

 Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

 Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую” терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое запугивание – крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу. 

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

  Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. Научите ребенка правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия. Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям. 

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах. Знать-то знаем, но выполняем ли?

Но оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более, что все они такие яркие и красивые.

Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно” пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций” 

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства – штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки (даже "безобидные” витамины) – не конфеты и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже самому сознательному ребенку самостоятельно принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.  

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах, пока ему не исполнится хотя бы лет 8-9.

Сказки – верные родительские помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть…

И если вы будете не просто читать малышу на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности. Ну как еще доходчивее можно объяснить крохе, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок.

Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые "Три поросенка” и "Волк и семеро козлят”, и "Красная Шапочка”, и даже "Колобок”.

У А. Усачева в книге "Маленькая собачка Соня” есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством.

 А чудесная сказка А. Линдгрен "Малыш и Карлсон” – это просто учебник по ОБЖ.

Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон…

 

 В общем, побольше вам, дорогие родители, изобретательности, понимания и здравого смысла.

И тогда с вами и вашими малышами никогда ничего не случится... 


Автор статьи: Юлия Каспарова

Источник

Категория: воспитание | Добавил: pppeu2 (16.03.2014)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: